Главная Схемы UTair движется к катастрофе
Схемы - 11.01.2019

UTair движется к катастрофе

Четвертой по величине российской авиакомпании грозит несостоятельность из-за потери госгарантий на кредит. Удастся ли спастись перевозчику с хроническими финансовыми неурядицами?Российская авиакомпания UTair  в скором времени может прекратить существование. Причина в потере государственной гарантии на один из кредитов, произошедшей в связи с присоединением ханты-мансийского банка «Открытие» к основной группе «Открытия». Это повлекло за собой лишение перевозчика гарантии в размере 9,4 млрд руб. Эта ситуация в довесок к многочисленным финансовым проблемам UTair может привести к банкротству перевозчика. При этом Росавиация все последние годы делала вид, что ничего не происходит, а руководство авиакомпании, погрязшей в долгах, проводило ребрендинг. Что будет с четвертой по величине российской авиакомпанией, разбирался корреспондент «Документов и Фактов».

Когда замаячило банкротство

Авиакомпания UTair всерьез может стать банкротом. Реальной эта перспектива стала в связи с действиями группы «Открытие», ранее предоставившей перевозчику банковскую гарантию на сумму 9,4 млрд рублей. Теперь UTair этой гарантии лишился из-за того, что к группе «Открытие» присоединился ханты-мансийский банк «Открытие». В 2015 году Минфин РФ предоставил ему гарантии при условии, если обязательства по кредитному договору не перейдут другим юридическим лицам без согласия правительства России. «Госгарантия UTair в размере 9,4 млрд руб. была прекращена по причине нарушений бенефициаром условий договора», — заявили в ведомстве Максима Орешкина.

Это обострило отношения авиакомпании с кредиторами, которые теперь могут начать ее банкротить. По мнению ряда экономистов, теперь либо кредиторы обяжут UTair немедленно вернуть 9,4 млрд руб. (кредит-то ничем не обеспечен), либо сам перевозчик должен будет предоставить свое имущество на эту сумму под залог. То есть авиакомпанию ждет либо плохой, либо очень плохой вариант. Но где руководство UTair было раньше? Наше издание не раз писало о хронических финансовых проблемах, которые преследуют авиакомпанию в последние годы. Подробнее об этом чуть позже. А пока обратимся к текущей ситуации.

Кто отдаст миллиарды?

В настоящее время UTair выплачивает два крупных кредита. Авиакомпания является заемщиком 18,9 млрд руб. (половину этого кредита ранее покрывал Минфин РФ своими гарантиями) сроком на семь лет и 24,1 млрд руб. сроком на 12 лет. На 20 декабря был запланирован очередной транш, но UTair в одностороннем порядке отказалась от выплаты и перенесла ее на лето. Собственно, этот инцидент и стал причиной обострения отношений перевозчика с кредиторами.

Финансовая ситуация в UTair, прямо скажем, оставляет желать лучшего. По данным портала Rusprofile, выручка авиакомпании в последние годы падает. В 2016 году перевозчик выручил 57 млрд руб., а в прошлом году на 2 млрд руб. меньше. Но не это главное. Главное то, что авиакомпания не получает прибыли и работает в убыток. Прибыль UTair за последние четыре года получила только один раз — в 2016 году. Речь шла о 1,4 млрд руб. Убыток авиаперевозчика в 2014 году составлял 23 млрд руб., в 2015 году — 22 млрд руб. 2017 год компания закрыла с убытком в 644 млн руб. По итогам первого полугодия 2018 года компания получила убыток в 3,8 млрд руб. По стоимости UTair также в минусе: она, по данным на 2017 год, составляла минус 13 млрд руб. Сейчас, учитывая обострение отношений с кредиторами, она еще больше. Авиакомпания просила кредиторов реструктуризировать долги, однако пойдут ли они на уступки, неизвестно. Все это наводит на мысль о том, что руководство UTair нужно было раньше смотреть, куда она тратит деньги. Перспектива банкротства главного перевозчика Тюменской области реальна как никогда.

Полет в тартарары

Еще в конце 2017 года издание The Moscow Post писало о серьезных финансовых проблемах авиакомпании UTair, чей генеральный директор Андрей Мартиросов на их фоне затеял ребрендинг. В авиакомпании связали это с циклом покраски самолетов: их планировалось оформлять с новым логотипом. При этом только на разработку нового логотипа было потрачено 4 млн руб. Покраска каждого воздушного судна (их в парке авиакомпании более 70) обошлась бы еще в сумму от 50 до 100 тыс. долларов. Финансовое положение у UTair на тот момент было немногим лучше того, какое испытывала многострадальная «ВИМ-авиа» перед банкротством. Теперь главный перевозчик Тюменской области может повторить судьбу предшественника. При том, что изначально UTair хотела воспользоваться банкротством «ВИМ-авиа» в свою пользу и занять ее долю на рынке.

Ожидалось, что UTair получит часть пассажиропотока чартерных рейсов. Речь шла о перевозке от 300 тыс. до 400 тыс. пассажиров ежегодно. В финансовом выражении это исчислялось суммой около 3,5 млрд руб. Как видим, идея отдать рейсы одного банкрота банкроту потенциальному была не особенно хорошей. По данным экспертов, ребрендинг UTair может обойтись авиакомпании в сумму 10 млн долларов (менее 600 млн руб.). Прошел год, ребрендинг авиакомпании что-то принес? Увеличилась выручка, она стала получать прибыль? Нет, напротив, только ухудшились отношения с кредиторами и была потеряна банковская гарантия. Вот цена работы прожектеров из числа руководства UTair.

ЧП в воздухе

К финансовым проблемам к авиакомпании UTair добавились проблемы технического плана — еще неизвестно, какие решаются легче. В октябре издание The Moscow Post писало, что за последние несколько месяцев с перевозчиком произошли восемь серьезных ЧП. Сообщалось также, что авиакомпанию может ждать банкротство к 2022 году. Но сейчас-то мы видим, что оно может произойти гораздо раньше. Несмотря на все это, UTair по-прежнему продает билеты по высокой цене при сервисе низкого качества. При этом авиапарк у компании Мартиросова крайне старый. Средний возраст самолетов составляет 16 лет, а самому «пожилому» Boeing и вовсе 24 года.

Говорят, что за Андреем Мартиросовым стоит «Сургутнефтегаз»

В сентябре этого года Мартиросов влез в очередную авантюру: UTair приобрела аэропорт в Сургуте под предлогом основательного ремонта. Такое обещание гендиректор авиакомпании дал лично губернатору ХМАО Наталье Комаровой. При таких-то финансовых показателях брать на себя обязательства по ремонту аэропорта по меньшей степени необдуманно. Какие цели преследует Мартиросов? Как ему удается держаться на плаву, несмотря на многочисленные скандалы и угрозу банкротства? Говорят, что топ-менеджера поддерживает «Сургутнефтегаз».

UTair ждет вывод денег?

Что обычно происходит с компанией перед банкротством? Как правило, из нее выводят деньги, чтобы кредиторам не осталось ничего. Похоже, что именно это и ждет авиакомпанию Андрея Мартиросова. Если только в дело вовремя не вмешаются правоохранительные органы. Сделать им это нужно немедленно, ведь счет пошел уже на дни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Ваган Товмасян: сепаратист и разрушитель парков станет «Слугой народа»?

Разрушитель киевских парков и подельник сепаратиста хочет стать “Слугой народа”.Время пере…